С 07 октября местные власти г. Мелитополь ввели дополнительные карантинные ограничения. И если раньше все карантинные ограничения касались всех граждан Украины и иностранцев, то теперь речь идет о разделении всего населения Украины на вакцинированных и не вакцинированных.
Сразу скажу, что я не разделяю позиции по обязательной вакцинации всех без исключения лиц, прежде всего из-за наличия в инструкции к каждой из вакцин противопоказаний.
Например, противопоказаниями для вакцинации Astra Zenekа является наличие ракового заболевания, лечение иммунодепрессантами, а также, если у лица легко появляются синяки или кровотечения, если вы принимаете лекарства, разжижающие кровь (антикоагулянты), ну и конечно аллергическая реакция на прошлую дозу вакцины. Также отмечено, что эффективность вакцины для людей старше 60 лет не изучена.
Согласно положениям ч. 2 ст. 27 Конституции Украины, «Каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств».
Согласно положениям ч. 1 ст. 3 Конституции Украины, «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью».
Тело человека не является государственной собственностью, а потому не может быть предметом посягательства со стороны решений органов государственной власти.
Право на здоровье включает право не вредить своему здоровью.
Нередкими случаями являются заболевания коронавирусом лицами, имеющими противопоказания для вакцинации. Такие лица, переболев коронавирусом, не имеют тех последствий и угроз для жизни, которые могли бы быть, если бы они все же воспользовались вакцинами. Доктор Надежда Жолобак объясняет такое явление тем, что коронавирус является респираторным заболеванием и может остановиться на уровне заболевания верхних дыхательных путей, а потому нецелесообразным является введение вируса в кровь, чтобы поднять к работе общий иммунитет человека, делая это специально.
Учитывая отсутствие комплексных исследований по применению вакцин против коронавируса, не всем людям показано их применение.
При этом, те, кому прививки противопоказано, ничем не хуже, чем те лица, которые прошли курс прививок, а потому не могут быть дискриминированы.
Законодательство Украины по этому поводу отмечает следующее.
 
Согласно положениям ч. 2 ст. 5 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» (Закон), в обязанности граждан относится заботиться о своем здоровье и здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, не вредить здоровью других граждан; участвовать в проведении санитарных и противоэпидемических мероприятий; проходить обязательные медицинские осмотры и делать прививки в предусмотренных законодательством случаях ...
Как видно, Закон предусматривает обязанность осуществлять прививки, но не в любом случае, а в случае, предусмотренном законодательством. Например, приведем положения ч. 1-3 ст. 27 Закона «Профилактические прививки с целью предотвращения заболеваний туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией, коклюшем, столбняком и корью в Украине являются обязательными».
Следовательно, именно эти виды прививок определенные законом обязательными. Как видно, среди них нет коронавирусной инфекции.
Вместе с тем, есть положения, которые возлагают обязанность вакцинироваться отдельным категориям лиц: «Обязательным профилактическим прививкам для предотвращения распространения других инфекционных заболеваний подлежат отдельные категории работников в связи с особенностями производства или выполняемой ими работы. В случае необоснованного отказа от прививки по требованию соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы они к работе не допускаются». При этом критериями для определения таких категорий лиц существует опасность, которую они могут нести другим людям, с ними работают, а также отнесения таких сотрудников к группе риска (серьезные последствия заболевания коронавируса). К таким лицам можно отнести работников домов для пенсионеров, поскольку для пожилых людей коронавирус более опасен. И наоборот, нецелесообразным является отнесение к таким лицам учителей, поскольку есть исследования, подтверждающие, легкое течение заболевания для детей.
Отвечая на вопрос, о каких группах населения идет речь, стоит также отметить, что Закон предусматривает: «... категории работников, подлежащих профилактическим прививкам, в том числе обязательным, а также порядок и сроки их проведения определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере здравоохранения». Кто этот орган? Сейчас это Министерство здравоохранения Украины. Но нам известно, что подобные решения принимают органы местного самоуправления, а не центральный исполнительный орган - Министерство.
Другого содержания является ч. 4 ст. 30 Закона «... в случае угрозы возникновения или распространения особо опасных и опасных инфекционных болезней, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) или радиационных поражений соответствующими главными государственными санитарными врачами на отдельных территориях могут вводиться внеочередные профилактические прививки, другие санитарные меры в соответствии с законом». Слова «профилактические внеочередные прививки» не значат, что можно обязать всех без исключения, даже тех, для кого прививки смертельное, осуществить прививки.
Согласно положениям ч. 1 ст. 43 Конституции Украины государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями.
Право на труд включает право на пользование общественным транспортом, чтобы добраться до своего рабочего места.
Говорить о том, что необходимость делать каждые 3 дня тестирования, стоит немало денег, является грубым нарушением прав человека - пожалуй не стоит. Это и без того понятно.
Еще аргументом в пользу признания противоправными действий по ограничению прав невакцинированных лиц является положение ч. 1 ст. 23 Закона Украины «Защита населения от инфекционных болезней», «В случае если бактерионосителями являются лица, работа которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных болезней, такие лица с их согласия временно переводятся на работу, не связанную с риском распространения инфекционных болезней».
Именно такие меры являются законными и справедливыми. Во-первых, с указанной нормы очевидно, что лишить человека права на труд полностью нельзя, должен быть альтернативный вариант; во-вторых, перевод на другую работу осуществляется по соглашению такого лица; в-третьих, должны быть доказательства, что такое лицо является больным и является бактерионосителя, а пока власть ограничивает права всех без исключений; в-четвертых, не все относятся к категориям лиц, которым запрещено распространять бактерии, а только те, кто работает с населением, в том числе в закрытых помещениях, где риски заболеть повышаются ...
Итак, недопустимым является лишение без исключения всех лиц, кто не был вакцинирован, права посещать учебные заведения, пользоваться общественным транспортом, работать и зарабатывать себе на жизнь.
Особенно такие меры нецелесообразны, учитывая отсутствие данных о том, какой процент населения уже переболел, и отсутствие доступного способа проверить наличие иммунитета от коронавируса для всего населения Украины.
Если ваши права были нарушены, и вы нуждаетесь в юридической помощи, обращайтесь, мы сможем вам помочь, ведь закон на вашей стороне.